Пресс-релизы

Все новости

Интервью с Павлом Гуриным, Заместителем Председателя Правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» ,Руководителем Дирекции Обслуживания и Финансирования Корпоративных Клиентов.

13 февраля 2007

Павел Гурин, заместитель председателя правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов, называет себя человеком увлеченным.

При взгляде на него создается впечатление, что нет на свете ничего, что могло бы вывести его из состояния равновесия. Словно он нашел свое место под солнцем иудивительно органично вписался в него.

«Я не раздражаюсь на окружающих, а могу разозлиться только на себя, когда мы, например, проиграли тендер», - улыбается он обезоруживающей улыбкой.

Гурин беззаветно предан Райффайзенбанку, в котором проработал 8 лет. Свое будущее он связывает только с австрийской группой, и охотники «за головами» уже разочаровались перекупить энергичного и опытного специалиста.

Сам он эту преданность объясняет тем, что именно этот банк постоянно держит его в тонусе: здесь нельзя сказать, что ты все знаешь и тебе скучно. По его словам,в банке очень небольшая текучка, а инициатива не наказуема, а одобряема, поэтому отсутствует ступенька, забравшись на которую, можно подремать на лаврах. Слишком уж стремителен этот бизнес, и слишком велики амбиции: группа Райффайзен стала одним из редких «отчаянных» иностранцев, кто решил остаться работать в России после кризиса 98 года.

О том, как будет вести корпоративный бизнес Райффайзенбанк после объединения с Импэксбанком – в интервью Bankir.ru.

Русские душою…

-Павел, первый и очень «оригинальный» вопрос: будет ли «чистка рядов» в новом банке? Сейчас утверждено новое правление, в которое вошли представители обоих банков, но злопыхатели говорят, что это для отвода глаз, и со временем иностранцы везде поставят своих людей…

-Ох… Новое правление объединенного банка действительно сформировано и утверждено. Кому нам понадобилось бы «отводить глаза», и с какой целью? Перестановоккадров не то что не будет, - мы всеми силами будем стараться этого избежать. В Импэксбанке работают отличные профессионалы, чей опыт нам необходим.

Знаете, есть слово, которое используют часто, но не всегда уместно: синэргия. Вот оно наиболее уместно при описании слияния Райффайзенбанка и Импэксбанка. Поэтому никаких увольнений не планируется.

-Импэксбанк был известен, в основном, своими достижениями в розничном секторе и креативным подходом к нему. Что может дать его корпоративный опыт? Есть ли какие-то особенности в импэксбанковском подходе к работе в этой отрасли, которые неприемлемы для вас?

-У них (хотя мы уже говорим «у нас») прекрасно поставлены процессы работы с малым бизнесом. Мы же активно работали с крупным и средним корпоративным бизнесом,а теперь у нас совместно есть возможность полноценно охватить весь спектр юридических лиц: от малых предприятий до крупнейших компаний. В 2007 году продуктовая линейка будет окончательно скомбинирована и выведена на рынок, базируясь на совокупном успешном опыте Райффайзенбанка и Импэксбанка.

А что касается различий в подходах… Райффайзенбанк входит в десятку крупнейших банков России, - это было бы невозможно без понимания особенностей российского бизнеса, российских реалий. Мы - часть группы Райффайзен, но при этом «русские душою», потому что адаптация всегда необходима.

Люди любят все классифицировать, раскладывать по полочкам: государственные банки, иностранные, российские… Но эта классификация не отражает истинного положения дел, ведь все зависит не от вывески, а от корпоративной культуры, сложившейся внутри.

-Вы согласны с тем, что российский бизнес, особенно средний и малый, мягко говоря, специфичен? Эта специфика и в его непрозрачности, и в давлении властей, и в правовом беспределе. Это очень осложняет работу банка?

-Мы думаем о другом: есть ли у организации четкая стратегия развития, какие риски связаны с ее бизнесом, каковы основные финансовые показатели. И могу вам сказать, что за последние годы многое изменилось к лучшему. А наша функция проста – понять, на что нужны бизнесу деньги и сможет ли он их отдать нам в условленный срок. Но и это еще не все. Важно стараться не просто удовлетворить краткосрочные потребности клиента, необходимо понять долгосрочную стратегию клиента и определить, что Банк может предложить, выбрать оптимальный продукт и вариант сотрудничества, который будет «работать» на будущее клиента в целом.

Нельзя отрицать того, что российская экономика становится более стабильной, предприниматели – более грамотными, горизонты планирования – более широкими.И, безусловно, прозрачность и предсказуемость российских компаний повышается. Лишнее тому подтверждение - объемы IPO российских компаний: в 2005 году было зарегистрировано 13 первичных размещений и объем составил порядка $5,3 млрд, в 2006 году уже было проведено 21 размещение с объемом около $18 млрд. По оценкам экспертов, в 2007 году объем IPO составит порядка $20-25 млрд.

Разница в отношении

-То есть проблем вообще никаких нет?

-Скорее, трудности… они, безусловно, есть… Допустим, если говорить о секторе среднего бизнеса, поскольку он наименее охвачен банками, то не всегда компании готовы к общению с финансовыми структурами. Зачастую финансовая отчетность ведется предпринимателем"для себя",за ограниченный период, с небольшим объемом отражаемой информации. Такой объем отчетности не позволяет банку провести полноценный финансовый анализ потенциального заемщика. Таким образом, предприниматель должен либо сам перевести (и\или дополнить) свою отчетность на язык, понятный банку, силами своего финансового подразделения, или обратиться за помощью к финансовым консультантам.

Кроме того, к возможным стоп-факторам этого сегмента рынка относятся и высокие кредитные риски, связанные с не всегда прозрачной структурой собственности ибизнеса; ограниченные возможности по обеспечению кредитов; отсутствие качественных бизнес-планов у предприятий. Но постепенно все это преодолевается, темболее что практически все компании с готовностью «учатся» и правильно все воспринимают.

-А страхование залога?

-Это совершенно иной вопрос. Скорее, это защитит и упростит жизнь самим компаниям: страхование залога важно для них, поскольку косвенно это влияет на стоимость финансирования.

-Какие приоритеты в корпоративной работе для себя ставит Райффайзенбанк?

-Будет неверно, если мы начнем расставлять приоритеты. У Банка есть стратегия развития, согласно которой мы развиваем региональное присутствие, а также укрепляем позиции в существующих филиалах. Всегда и везде мы потребности клиента ставим во главу угла – нам интересно всё…. действительно интересно отталкиваться от того, что необходимо клиенту: предложенный продукт – это вторично. Разница в отношении, просто оправдываем наш девиз.

-Какой у вас сейчас кредитный корпоративный портфель?

-Порядка 123 млрд рублей* по состоянию на конец 2006 года. При этом 53% его – рублевая часть, но в регионах соотношение иное: рублевых кредитов уже более 80%.

-Вы не вводите, подобно некоторым банкам, более выгодные условия по рублевым кредитам, учитывая политику укрепления национальной валюты?

-Банк, в принципе, только потому, что ему захотелось ввести какой-то продукт в определенной валюте – делать этого не может. Повторюсь, что с каждым клиентом для определения типа финансирования необходимо сесть и внимательно изучить не только краткосрочные потребности, но и стратегию в долгосрочной перспективе, учесть массу деталей: валюту выручки, залог, оценить риски, и только после проработки всех вопросов мы приходим к пониманию того, что и в какой валюте выгоднеедля компании-клиента. Достаточно часто результат отличается от того, что клиент себе представлял как вариант решения его вопроса. Статистика в предыдущемответе как раз иллюстрирует потребности клиентов Райффайзенбанка: это как рублевое, так и валютное финансирование. Мы должны оставить выбор за клиентом, предоставив ему как можно больше информации и альтернатив.

-В ритейле рост проблемной задолженности называют реальной угрозой. Корпоративный сектор ей менее подвержен?

-У корпоративного сектора совершенно иные масштабы и правильнее обсуждать этот вопрос в несколько другом ракурсе.

Крупные компании уже имеют круг банков, в которых они обслуживаются, и, таким образом, имеют постоянные источники финансирования – риски для банков в финансировании этого сектора минимальны, в сравнении с другими. Средний и малый бизнес – это сектор, который сейчас растет активнее других и, соответственно, испытывает наибольшую потребность в финансировании и многие банки с готовностью осваивают этот сегмент корпоративного бизнеса. В то же время этот сектор по понятным причинам более рисковый и требует более пристального внимания с точки зрения управления рисками со стороны банка. Говоря банковским языком, кредиты вэтот сектор влияют на качество активов, оно ухудшается. Задача банка – прежде всего, сделать «домашнюю работу» и наладить правильную систему управления кредитными рисками и финансовыми рисками так, чтобы риски были сбалансированы и «плохих» кредитов не возникало.

-Насколько популярной стала услуга рефинансирования?

-Рефинансирование в корпоративном бизнесе существует давно – это хорошее и «здоровое» явление. В портфеле Райффайзенбанка есть клиенты, которые рефинансировались у нас, с другой стороны, есть клиенты Райффайзенбанка, которые рефинансируются в других банках. Во-первых, компания действительно должна всегда искать наиболее оптимальный вариант, а во-вторых, в свою очередь банку не всегда нужно пытаться удержать клиента всеми возможными путями.

-Каких результатов (в цифрах) вы намерены добиться в 2007 году?

-О цифрах говорить не хочу, но у нас основная задача – успешно «слиться» с Импэксбанком и продолжать рост на уровне выше среднего роста по рынку. У Райффайзена пока 9 филиалов, а благодаря сделке по слиянию это количество увеличится. По статистике, треть прибыли идет от регионов, поэтому…все только начинается.

* -неаудированные внутренние данные Райффайзенбанка

СПРАВКА

Павел Гурин, Заместитель председателя правления, Руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов, ЗАО «Райффайзенбанк Австрия».

Павел Гурин начал работу в Райффайзенбанке в 1998 году. Он основал и возглавил в Банке направление корпоративных финансов и инвестиционно-банковских операций. C 2004 года Павел Гурин возглавляет работу Банка по обслуживанию и финансированию корпоративных клиентов, что включает: кредитование; организацию синдицированных кредитов на российском и международном рынках капитала; организацию, размещение и обслуживание облигационных займов на российском и международномрынках капитала; международные и документарные операции; консультации по вопросам привлечения акционерного капитала; расчетно-кассовое обслуживание.

Пресс-служба
pr@raiffeisen.ru
Отдел маркетинга
marketing@raiffeisen.ru
Информационный центр
+7 495 721-91-00