Пресс-релизы

Все новости

Интервью с Александром Лоренцем, Председателем Совета Фонда Негосударственного пенсионного фонда «Райффайзен» (в рамках одной из инициатив ЕС программы ТАСИС «Пенсионный Фонд. Российская Федерация» )

13 ноября 2006



«Еще 15-20 сильных и активных фондов помогли бы значительно ускорить развитие пенсионного рынка в России».



Как вы оцениваете сегодняшнее состояние индустрии пенсионного страхования в России?

Рынок пенсионного страхования неоднороден: различные его сегменты развиваются по-разному. Если рассматривать результаты пенсионной реформы, то не буду скрывать - наши ожидания были другими. В частности, не оправдались прогнозы относительно активного участия в реформе частного сектора. И это особенно заметно, если сравнить развитие российской пенсионной реформы с реформами в странах Восточной Европы, например, в Польше. Там мы наблюдали стремительный рост активности иностранных и местных инвесторов, включая банки и страховые компании.

Как вы думаете, почему в России этого не произошло?

Можно назвать множество причин, но, на мой взгляд, основная состоит в том, что не была предусмотрена привлекательная бизнес-модель для потенциальных участников реформы - НПФов, управляющих компаний и других финансовых институтов. Соответственно, никто пока не торопится инвестировать серьзные деньги, например, вкладываться в популяризацию обязательного пенсионного страхования , рекламу пенсионных продуктов, развивать каналы продаж в ритейловом сегменте. Для тогочтобы ситуация изменилась, нужная вторая волна реформы. Она должна занять такую же значимую позицую в экономической и социальной сферах, как и в другихевропейский странах. Но пока я не вижу инициативы с чьей-либо стороны что-либо реформировать.

Если говорить о другом направлении развития пенсионной индустриии – рынке дополнительного пенсионного обеспечения, то как Вы оцениваете его состояние?

Этот сегмент, несомненно, развивается гораздо динамичнее. Этому во многом способствует ситуация в сфере отношений работников и работодателей. Идет борьба против серых зарплатных схем, растет понимание важности реализации социальных и кадровых проектов на предприятиях. В связи с этим нужны новые решения и, в частности, корпоративные програмы дополнительного пенсионного обеспечния. В идельном варианте каждая крупная компания должна иметь свою пенсионную программу. В компаниях с участием западного капитала внедрение таких программ идет активно, в российских – медленнее, но позитивные изменения также наблюдаются. Безусловно, кроме субъективных, есть и внешние факторы, которые тормозят популяризацию корпоративных программ НПО. Прежде всего - это, по сути, двойное налогообложение, подразумевающее уплату ЕСН с платежей в пенсионный фонд. Понятно, что уже одно это никак не стимулирует предприятие создавать корпоративные пенсионные программы.

Насколько в этом отношении активны региональные предприятия, или, как обычно, вся активность сосредоточена в столичных городах?

Это не так. Нас даже удивляет объем вложений наших региональных клиентов. Очень хороший пример - Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, являющийся однимиз градообразующих предприятий Сыктывкара. Мы внедрили на предприятии корпоративную пенсионную программу и продолжаем с ним очень активно работать, там постоянно присутствует наш консультант. В регионах мы опираемся на представительства нашего банка, который в настоящее время представлен в 10 городах России.

Что касается ритейла – насколько перспективен этот сегмент для внедрения пенсионных продуктов?

Определенный спрос со стороны частных клиентов, безусловно, есть – люди хотят покупать пенсионные продукты, и мы видим это на примере наших клиентов. Пока, безусловно, объемы этого рынка невелики, но здесь необходимо учитывать саму специфику пенсионных продуктов. НПО для частного вкладчика – это очень долгосрочный проект, его сложно продать. Это во многом связано с пока несформировавшимся доверием к финансовым институтам в целом. Очень похожая ситуация сложиласьна рынке страхования жизни. Хотя у пенсионных продуктов, на мой взгляд, темпы проникновения в потребительскую аудиторию могут быть выше. Пенсионные фонды более прозрачны для клиентов, чем страховые компании. Для долгосрочных продуктов это имеет огромное значение.

Какие планы у НПФ «Райффайзен» на российском рынке, насколько остро чувствуется конкуренция со стороны других НПФ?

Кратко наши планы можно сформулировать так – мы видим себя одним из лидеров отрасли. И не только по количеству клиентов и объему привлеченных в фонд средств, но и в плане внедрения новых технологий и перспективных схем работы с корпоративными и частными клиентами. Мы инвестировали значительные средства в развитие нашего бизнеса, вложились в покупку фонда «Доброе дело», создали линейку продуктов для корпоративных и частных клиентов, развиваем IT-систему, создали свою клиентскую базу. Сегодня я с полным основанием могу говорить о том, что нам удалось объединить российский опыт работы на местном рынке с международными технологиями и традициями Райффайзен.

Что касается конкуренции, то мы надеемся, что она станет значительно сильнее. Ведь не секрет, что сегодня основные объемы пенсионных резервов сосредоточеныв кэптивных фондах, которые имеют свою клиентскую базу и административные механизмы работы. Реальных же конкурентов, работающих на рынке пенсионного срахования – не более 5-7 фондов.

Кроме того, мы являемся одним из очень немногих западных игроков на этом рынке. Я всегда считал, что конкурирующая среда полезна, она помогает определять бенч-марк для развития, стандарты отрасли в целом. Кроме того, для популяризации пенсионной тематики в масштабах страны необходимы огромные вложения в рекламуи PR – одни мы развить рынок не в состоянии. Еще 15-20 сильных и активных фондов помогли бы значительно ускорить развитие пенсионного рынка в России.

Что бы Вы могли рекомендовать западным фондам, которые планируют выйти на российский рынок пенсионного страхования?

Это нужно делать именно сейчас. Уже начался заметный процесс замещения краткосрочных финансовых продуктов долгосрочными и рынок пенсионного срахования будет в России только расти. Причем рост этот может быть скачкообразным, как, например, на рынке коллективных инвестиций или рынке ипотечных кредитов. Чем больше сильных западных фондов будет работать в России, тем быстрее будет происходить становление и развитие индустрии пенсионного страхования. Так что добро пожаловать!

Пресс-служба
pr@raiffeisen.ru
Отдел маркетинга
marketing@raiffeisen.ru
Информационный центр
+7 495 721-91-00