Интервью с Йоханном Йонахом, Председателем правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» : «Будущее за универсальными банками. Мы являемся свидетелями того, как банковский сектор постепенно к этому приходит» .

2 марта 2007 года

02.03.2007

CHEL.ru

Ульяна БИСЕРОВА



2марта прошлого года в Челябинске открылся филиал «Южный Урал» ЗАО «Райффайзенбанк Австрия». О первых успехах челябинского филиала и стратегии дальнейшегоразвития банка на Южном Урале рассказывает председатель правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Йоханн Йонах.

– Филиал «Южный Урал» был первым филиалом ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», открытие которого состоялось при вашем личном участии. Какими были ваши первые впечатления?

– Я был в хорошем смысле потрясен, когда увидел список компаний, которые уже присутствуют в Челябинске – это быстроразвивающийся, динамичный регион. Челябинская область обладает высоким потенциалом: имеет выгодное транспортно-географическое положение, здесь развито промышленное производство, есть высокий спрос на финансовые услуги. Челябинск входит в число десяти крупнейших городов России. И, конечно же, мне было очень приятно открывать здесь филиал «Райффайзенбанка». У меня сохранились только самые положительные воспоминания о визите: теплый прием, доброжелательные люди, поддержка со стороны администрации Челябинской области и отличная погода.

– «Райффайзенбанк» в Челябинске, равно как и в других регионах присутствия, ставит довольно амбициозные цели. Насколько удалось воплотить их в жизнь?

– Филиал «Южный Урал» начал работу на банковском рынке Челябинска в марте 2006 года, однако уже сейчас мы можем говорить о том, что банк уверенно вошел в числонаиболее заметных игроков на местном рынке финансовых услуг. За год работы в Челябинске банк достиг отличных результатов во всех сегментах банковского бизнеса, что позволило ему стать одним из самых динамично развивающихся филиалов «Райффайзенбанка».

На сегодняшний день мы можем говорить о следующих показателях: общий кредитный портфель филиала «Южный Урал» на 28 февраля 2007 года достиг суммы в 4,5 миллиарда рублей*. Филиал является лидером среди региональных филиалов «Райффайзенбанка» по объему кредитования компаний среднего бизнеса: портфель выданных кредитов в этом сегменте составил 1,2 миллиарда рублей*.

Филиал «Южный Урал» динамично развивается на рынке финансирования строительства объектов коммерческой недвижимости. Одним из достижений в этой сфере стала реализация проекта по финансированию строительства самого высокого здания в Уральском федеральном округе – 22-этажного бизнес-центра класса А – на сумму1,2 миллиарда рублей.

Филиал занял прочные позиций в сегменте обслуживания частных клиентов. Портфель кредитов, выданных частным лицам, на сегодня составляет порядка 800 миллионов рублей*.

– Как известно, «Райффайзенбанк» исторически специализируется на финансировании корпоративных клиентов. Насколько эта тенденция превалирует в деятельности филиала, в какой части данного сегмента: крупный корпоративный, средний, малый бизнес?

– «Райффайзенбанк» прежде всего является универсальным банком, который уделяет большое внимание как работе с корпоративными клиентами, так и обслуживаниючастных лиц, и мы прилагаем все усилия, чтобы равномерно развивать все сегменты бизнеса во всех регионах присутствия банка, в том числе и в Челябинской области.

– Какие особенности челябинского рынка банковских услуг вы могли бы отметить? Высока ли конкуренция между банками?

– Российский банковский рынок очень емкий, и на нем может эффективно работать достаточно большое количество банков в отличие от, например, европейских стран, где конкуренция заметно выше.

Как и во многих других регионах России, рынок банковских услуг в Челябинской области представляет собой плодотворную почву для дальнейшего развития финансовых услуг и, безусловно, привлекателен для кредитно-финансовых учреждений. Это связано с наличием существенного спроса на банковские услуги во всех основных сегментах рынка, что, в свою очередь, обусловлено развитием экономики Южного Урала в целом.

В Челябинской области расположены крупные промышленные предприятия, заинтересованные как в постоянном обслуживании собственных финансовых потоков, так ив долгосрочном кредитовании программ технического перевооружения. Быстрыми темпами развивается средний и малый бизнес, который нуждается в широком спектре высокотехнологичных банковских продуктов и получении доступа к дешевым финансовым ресурсам. В связи с улучшением уровня жизни населения растет спрос нарозничные услуги банка от текущих и депозитных счетов до кредитных продуктов.

Безусловно, столь благоприятная экономическая ситуация влечет за собой и развитие конкуренции на банковском рынке.

В Челябинске успешно работают филиалы многих московских банков, достаточно сильные позиции и у некоторых местных банковских структур. И все же именно банки, входящие в первую десятку, являются нашими основными конкурентами.

– Одним из декларируемых конкурентных преимуществ «Райффайзенбанка» является европейское качество обслуживания. В чем конкретно оно выражается?

– Действительно, на протяжении всей истории развития «Райффайзенбанка» в России одной из приоритетных задач было сохранение установленного уровня качества обслуживания клиентов в соответствии со стандартами группы «Райффайзен» по всему миру – это прежде всего отношение к клиентам, надежность и стабильность.

В нашем банке каждый клиент может рассчитывать на индивидуальный подход. Мы стараемся быть тем банком, с которым удобно работать, уделяем большое внимание потребностям клиентов и стараемся реализовать на практике наш слоган: ««Райффайзен». Разница в отношении».

Во многом благодаря профессионализму и высокой мотивации наших сотрудников удается не только сохранять свои позиции, но и в некоторых направлениях опережать темпы роста рынка.

И я искренне благодарен сотрудникам филиала «Южный Урал» за преданную работу, за их ежедневный вклад в развитие и достижения банка, за профессиональный подход в предоставлении услуг высокого качества. Безусловно, всего за год работы на челябинском рынке мы не смогли бы достичь значительных результатов без такой команды и правильного руководства.

– Сегодня много говорится о необходимости развития ипотечного кредитования. Насколько успешно реализуется программа ипотечного кредитования «Райффайзенбанка» в Челябинске?

– Мы довольны результатами работы филиала в области ипотечного кредитования, которое является одним из наиболее приоритетных направлений в сфере кредитования частных лиц.

По состоянию на конец февраля 2007 года филиалом «Южный Урал» было выдано ипотечных кредитов на сумму 270 миллионов рублей*.

В октябре филиал стал одним из первых регионов, где «Райффайзенбанк» предложил клиентам новую услугу «Ипотечные субботы» – индивидуальные консультации повопросам ипотечного кредитования в выходные дни. Благодаря этому нововведению многие семьи смогли принять очень важное решение осознанно, в спокойной обстановке.

Стабильный рост ипотечного кредитного портфеля объясняется конкурентоспособными ставками, широкой линейкой кредитных продуктов и высоким качеством обслуживания. Все эти параметры в совокупности позволяют удовлетворять постоянно растущую потребность со стороны клиентов в услугах «Райффайзенбанка».

– Какие направления банковского бизнеса станут приоритетными для «Райффайзенбанка» на Южном Урале в ближайшие годы? Планируется ли открытие дополнительных офисов в Челябинске, выход в города области?

– Как уже было сказано, деятельность «Райффайзенбанка» в России одинаково сосредоточена на коммерческих, розничных и инвестиционно-банковских операциях,и банк стремится равномерно развивать все сферы деятельности, в максимальной степени соответствовать потребностям своих целевых аудиторий во всех областях.

Что касается дальнейшего развития сети отделений и дополнительных офисов в регионе, хотелось бы отметить, что в связи с объединением ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» с ОАО «Импэксбанк», который уже располагает четырьмя отделениями в городах Челябинской области, первостепенной задачей является укрепление и развитие позиций существующего филиала и отделений обоих банков.

– Как продвигается процесс слияния «Райффайзенбанка» с «Импэксбанком»?

– В 2006 году мы начали активные процессы интеграции «Райффайзенбанка» и «Импэксбанка». Первоначально была отменена комиссия на операции по снятию наличныхв банкоматах обоих банков в мае 2006 года. В августе было подписано агентское соглашение о возможности предоставления ОАО «Импэксбанк» частным лицам индивидуальных пенсионных планов НПФ «Райффайзен» в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. Вскоре у клиентов-заемщиков «Райффайзенбанка» появиласьвозможность осуществлять взносы по рублевым кредитам через все отделения «Импэксбанка». Уже в июле оба банка вели скоординированную политику в области управления кредитными и финансовыми рисками. Начиная с сентября 2006 года, были объединены операции «Импэксбанка» и «Райффайзенбанка» на финансовых рынках. В декабре был успешно создан единый информационный центр. Начало реорганизации и юридического объединения банков запланировано на март 2007 года.

Следует отметить, что нашей основной задачей является сделать общение и обслуживание в будущем банке максимально удобным, а процесс объединения плавным и наименее ощутимым для клиента.

– Какие события, тренды, законодательные инициативы прошлого года показались вам интересными и значимыми для финансового рынка страны? Чего вы ожидаете от2007 года?

– В 2006 году было много знаковых событий в банковской сфере, много сделок по слиянию-приобретению банковских активовпакетов акций как российскими участниками рынка, так и иностранными финансовыми структурами. В большинстве случаев это стремление банков к универсальности и получению возможности обслуживать любые потребности клиента, как компаний, так и частных лиц. Поэтому для нас очевидно, что будущее, безусловно, за универсальными банками. Мы являемся сейчассвидетелями того, как банковский сектор постепенно к этому приходит.

*неаудированные внутренние данные «Райффайзенбанка»